Группа туристов гг. Днепропетровска и Днепродзержинска в составе 6 человек
совершила с 27.04.2001г. по 11.05.2001г. велопоход третьей категории сложности в районе полуострова Крым по маршруту:
Новоалексеевка - коса Арабатская Стрелка - Первомайское - Коктебель - Щебетовка - Лесное - пер.Маски - г.Ливаз-Кая
- Громовка - пер.Нижнешеленский - пер.Верхнешеленский - пер.Кок-Асан-Богаз - пер.Алакот-Богаз - ур.Чигинитра -
пер.Ликон - род.Ай-Алексий - Генеральское - Солнечногорское – Алушта - Ялта - пер.Ай-Петри - Голубинка -
пер.Бечку - Широкое - Орлиное - пер.Байдарские Ворота - пер.Ласпи - Севастополь - Бахчисарай - Симферополь.
Общая протяженность маршрута 607.4 км, из которых 193.1 км грунтовых, гравийных
дорог и пешеходных троп, а 414.3 км асфальтированных, бетонированных дорог и шоссе.
Суммарный набор высоты около 5400 м .Продолжительность похода 15 дней, одна
полудневка.
ФИО | Место жительства, работы | Туристский опыт | Обязанности |
Панарин Дмитрий Иванович | г.Днепропетровск | 5у, 4р | Руководитель |
Певцов Дмитрий Викторович | г.Днепропетровск | 5р, Тянь-Шань | Завхоз |
Погребной Юрий Владимирович | г.Днепродзержинск | 2р, Крым | Медик |
Прокопенко Людмила Григорьевна | г.Днепропетровск | 2у, Крым | Фотограф |
Герасимов Владимир Анатольевич | г.Днепропетровск | 3р, Средняя Азия | |
Витченко Владимир Михайлович | г.Днепропетровск | 5у, Кавказ | Механик |
Расстояние (км) между объектами | Характер дороги | Объекты и ориентиры | Метеоусловия |
27.04.2001г., пятница, 1 день похода | |||
15,2 20,2 16,1 10,2 |
Асфальт Асфальт Грунт, песок Фото 1 |
Выгрузились из поезда Днепропетровск-Симферополь в Новоалексеевке в 4чЗ0мин. Выезд со станции по шоссе в Геническ в 6ч45м. Геническ, почтамт 7ч40м. Счастливцево, обедаем с 10ч по 11ч30м. Стрелковое в 13ч00м, за селом скважина рядом с водонапорной башней. Ночевка на берегу Азовского моря. От ветра спрятались за земляным валом. |
Дождь, ветер, t=15°С. Дождь, В.ветер 10м/с. Дождь слабый. Дождь кончился, Ю-В.ветер, t=20°С. Ясно, солнце, t=15°С |
Всего: 61,7км (26,3км - грунт, 35,4км - асфальт) | |||
28.04.2001 г., суббота, 2-й день | |||
6,0 7,6 22,4 2,45 23,35 |
Грунт, песчаник, "стиральная доска", равнина. |
Выезд с ночевки в 10чЗ0м. Ночью Утром В 8 ч Питьевая вода на турбазе. Урочище Патаманово, питьевая вода, 11ч50м. Обед с 14чЗ0м до 16ч00м на берегу Азовского моря. Домик двух бабок (умерли в 2000г., домик и вагончик сгорели). Ночевка перед Соляным в 19ч00м |
Сухо, ветер сильный. Облачно,ветер,t=12°С. Небольшой дождь, потом солнце. Солнце. Ю. ветер, t=20°С. 3.ветер, t=18°С. Солнце, 3.ветер. |
Всего: 61.8км - грунт | |||
29.04.2001г., воскресение, 3-й день | |||
6,0 6,9 6,1 10,0 5,0 20,0 35,1 |
Грунт,песок. Гравий, асфальт, подъем на 20м. Гравий. Асфальт. Асфальт, подъем до 250 м в Первомайском. Асфальт, спуск 5м |
Выезд с ночевки после дождя в 11чЗ0м. Соляное, маленький магазин, вода. Пост ГАИ, (Фото 3), развалины крепости Арабат. Мимо с.Каменское. За селом поворот с асфальта на гравийную дорогу в с.Львово. Начало асфальта. Т-образный перекресток возле ж.д. Налево едем во Владиславовку. Магазины, рынок, обедаем. Перекресток возле Новопокровки. Сворачиваем налево. Через Новопокровку, Журавки, Первомайское, Насыпное едем в Коктебель. Ночевка в Коктебеле в 20ч00м. |
Дождь, В. ветер, t=10°С. Сухо, облачно. Сухо, облачно, cлабый В. ветер, t=16°С. Ясно, сильный 3.ветер. Ясно,сухо,сл.ветер,t=10°С. |
Всего: 89,1км (22,9км - грунт и гравий, 66,2км - асфальт) | |||
30.04.2001г., понедельник, 4-й день | |||
10,5 3,4 6,8 0,3 1,4 3.0 4,8 3,35 |
Асфальт Высота 400м Асфальт плохой, узкий, 140м Асфальт, шоссе Грунт, лесная дорога |
Выезд с ночевки в 10чЗ0м (Фото 4). Щебетовка в 12ч00м. Дорога на Лесное приводит к КП1 воинской части. Проехали через часть к КПЗ (долго уговаривали). Крутой подъем по серпантину около 2км. Перевал (20,8км от Коктебеля). Спуск круто вниз по серпантину. Обед на спуске на обочине с 14ч20м до 16ч. Выезд на дорогу Судак - Грушевка. Лесное (Фото 5). Магазин - запасаемся хлебом и другими продуктами в 17ч00м. За селом ищем овраг с ручьем, за ним направо уходит лесная дорога. Ночевка на поляне после брода (Фото 6). |
Солнце, сильный С.ветер, t=20°С. Ясно, ветер, t=23°С Ясно, холодно, роса обильная |
Всего: 33,55км (3,35км - грунт, 30,2км - асфальт) | |||
1.05.2001г., вторник, 5-й день | |||
2,85 1,2 1,5 1,1 0,6 0,5 2,0 1,4 0,75 2,1 |
Тропа, высота 640м Лесная дорога Высота 800м Лесная дорога 625,3м |
Выезд с поляны в 9ч35м. Дорога с поляны идет круто вверх (Фото 7) и петляет. Пытаясь срезать путь по
тропе, ушли севернее через небольшое ущелье. В верховьях тропа исчезла в траве. Выходим по азимуту на дорогу в
точке седла, ориентир скала 717м Чаталкая. Тут сходятся три дороги, стоит столб с указателями "НА ЯЙЛУ", "ЛЕСНОЕ".
Починка колеса с 13чЗ0м до 13ч50м. Обед с 14чЗ0м до 16ч00м на поляне с бетонным столбом высотой около I,8м. Родник в лесу (труба). Дальше недалеко вагончик справа на склоне хр.Хамбал. Примыкание дороги справа по ходу. Необозначениая дорога влево вверх (возможно, на ск.Юванкая). Перевал Маски (Фото 8). Развилка. Лавка под навесом. Ночевка в 19чЗ0м на приюте Воронский домик. |
Ясно, роса, t=15°С Ясно, 3.ветер сильный, t=18°С Ясно, t=10°С |
Всего: 14км – грунт | |||
2.05.2001г., среда, 6-й день | |||
0,2 0,5 1,4 0,4 1,5 2,2 |
Лесная дорога Тропа 730м Тропа в колючем кустарнике Бездорожье |
Выезд с приюта Воронский домик в 9ч45м. Дорога, сворачивающая к северу в верховьях поляны, уходит в балку
Деми-Дере и далее по карте в сторону Земляничного. Пройдя по этой хорошо накатаной дороге 750м, мы заметили
ошибку и вернулись к роднику. Выход на нужную дорогу зарос кустарником. Идем по пешеходной тропе мимо родника в
11ч. Развилка. Широкая колейная лесная дорога продолжает траверсировать левый склон г.Ливаз-Кая согласно карте. Направо круто вверх по голому камню пошла тропа (возможно именно она была нам нужна). Но мы двигаемся по дороге. За большим деревом с родничком дорога раздваивается. Левая уходит вниз в долину, а правая, менее накатанная, вверх. Правая дорога приводит к поленнице дров и исчезает в зарослях колючего кустарника. Выйти вверх на яйлу невозможно. Ниже находим пешеходную тропу через колючий подлесок. Тропа выходит на сильно заросшую дорогу (Фото 9), траверсирующую Ю.склон горы. Постепенно дорога расчищается и выводит на седловину перевала, дальше уходит вниз влево в долину. Широкая тропа ведет на соседнюю Ю.вершину (как оказалось г.Биюк-Криж). Лес мешал ориентироваться, поэтому, предполагая, что мы находимся на седловине г.Ливаз-Кая — высота 768.7м, продолжили движение по тропе в Ю-3 направлении. Обед с 14чЗ0м до 16чЗ0м на подходе к вершине г.Пиякья. Вершина г.Пиякья, 690м (Фото 10). В 16ч на скалистом мысу (Фото 11) над долиной Шелен определили точно своё местонахождение. Учитывая сложность движения обратно по колючему кустарнику, отсутствие воды и то, что дороги на яйлу мы так и не нашли, принимаем решение спускаться по пешеходной тропе вниз в с.Громовка. Под скалой тропа исчезает в лесу. Продолжаем спуск по сухому руслу ручья в Ю-3 направлении. Крутизна склона достигает 35°. Постепенно оказываемся в сухом ущелье, которое поворачивает к 3. В 20ч00м устраиваемся на ночевку выше родника (лужа). |
Ясно, t=21°С Ясно, сильный В.ветер, t=22°С Ясно, t=16°С |
Всего: 6,2км - грунт | |||
3.05.2001г., четверг, 7-й день | |||
0,7 0,9 2,2 1,3 4,6 2,4 0,9 1,15 |
Сухое русло Грав.- грунт. дорога, 100м Гравий 665м Тропа 910м Лесная дорога |
Выходим с ночевки в 8чЗ0м. По дну ущелья, преодолевая скальные водосбросы (Фото 12), в 11ч00м выходим
на дорогу в Громовку. На краю с.Громовка (бывшее Шелен) у слияния р.Пулен с р.Шелен продуктовый магазин. Запасаемся хлебом, продуктами и возвращаемся в горы на перевал. Обед с 13ч00м до 15ч00м. Начало серпантина. Возле реки хорошая поляна для отдыха или ночлега. Перевал Нижнешеленский (8,1км от Громовки) (Фото 13). На перевале слева по ходу (с 3.стороны поляны) на опушке леса разыскиваем тропу, уходящую круто вверх. С С.стороны перевала есть родник и стоянка. Возле тропы слева яма (возможно фундамент от Дома лесника) после развилки на Ю.склоне г.Караул-тепе. Время - 19ч. Перевал Верхнешеленский (3,3км от пер.Нижнешеленский), курган из камней, беседка, воды нет. К Ю. от перевала большая поляна, на которой ночуем в 21ч00м. В темноте не нашли родника. |
Облачно, душно, t=20°С Ясно, t=25°С Ясно, t=16°С Ясно, t= 14°С Ясно, сыро, холодно |
Всего: 14,15км - грунт | |||
4.05.2001г., пятница, 8-й день | |||
1,6 4,0 3,6 2,0 |
Тропа 1000м Тропа Лесная дорога 570.7м Шоссе, щебень, асфальт 450м |
Выход с ночевки в 10ч00м. Лесная дорога вскоре уходит направо вниз. Дальше С.склон траверсирует свежая тропа.
Выход на основную тропу на седловине. Скала Аю-Кая. Погода портится. Выход на дорогу с перевала Горуча после крутого спуска с отрогов хр.Сори (Фото 14). Обедаем с 14ч00м до 16ч00м возле родника Павло-Чокрак. Перевал Кок-Асан-Богаз. Лесная дорога перегорожена шлагбаумом. Спускаемся на С. по широкой дороге к приюту. Приют Нижний Кок-Асан. В 17ч10м становимся на ночлег возле родника выше поляны с памятником. |
Ясно, t= 20°С Пасмурно, морось, t= 10°С Дождь, t= 12°С |
Всего: 11,2км (9,2км - грунт, 2км - асфальт) | |||
5.05.2001г., суббота, 9-й день | |||
1,0 1,5 0,1 0,8 2,0 5,35 2,4 1,6 0,25 1,1 |
Тропа, лесная Дорога 750м Лесная дорога, глина Тропа, глина и трава Лесная дорога, глина Тропа Тропа |
Вышли с ночлега в 8ч20м. На развилке бело-синяя маркировка на левой тропе. Тропа крутая до 30° (Фото 15). Спуск вдоль ущелья в распадок, где есть родник из трубы. Влево вверх уходит дорога под листьями. Перевал Алакот-Богаз. Около 12ч. На тропе на дереве бело-синяя маркировка. Находим дорогу, ведущую вниз на Ю. Родник с хорошей полянкой для ночлега. За ним нужно свернуть на правую дорогу. Далее нужно придерживаться правых дорог. Обедаем в 14ч на травянистой обочине. Неподалеку деревянная беседка на развилке. Едем по правой дороге мимо беседки. Справа примыкает дорога, спускающаяся от прохода Большие Ворота. Из-за дождя и раскисшей глины на Караби-Яйлу подняться невозможно. Идем по запасному варианту маршрута вдоль Ю.стенки Караби-Яйлы по лесной дороге (Фото 16). Дорога уходит влево вниз в Рыбачье. Идем вправо по тропе. На развилке стоит маленький бетонный столбик. Родник Суук-Су. Огорожен, здесь начинается водовод в Рыбачье. Урочище Чигинитра. Тропа вброд преодолевает р.Чигинитра. Мы остаемся на левом берегу и ночуем под дождем на прекрасной поляне среди скал. |
Пасмурно сыро, t=11°С Туман сильный Дождь Морось, сильный туман Морось, сильный туман Дождь, туман, t=9°С |
Всего: 16,1км - грунт | |||
6.05.2001г., воскресенье, 10-й день | |||
4,3 0,4 3,2 1,0 1,2 4,0 4,5 |
Тропа Лесная дорога 1000м Лесная дорога широкая, грязная Крутой спуск Асфальт |
Выходим с ночевки в 10чЗ0м. Тропа, местами теряясь в траве между кустами, траверсирует склон. Выходим на дорогу, идущую слева направо, снизу вверх. Идем направо. Родники (возможно Нефань-Узень), рядом лавка и стол. Дальше перекресток, поворачиваем вправо. Перевал Ликон. Обедаем с 15ч00м до 15ч45м без огня. Родник Ай-Алексий - каменная стенка с двумя трубами. Домик лесника. Кордон со шлагбаумом. Пос. Генеральское. Магазин. Посещение водопада Джур-Джур (Фото 17). Ночевка на спуске к морю слева от шоссе на лугу. Вода в поливном водохранилище справа от шоссе. |
Тучи поднялись выше, видны отвесные скалы Дождь, t=10°С Появляется солнце, t=20°С Солнце Ясно, сухо |
Всего: 18,6км (14,1км - грунт, 4,5км - асфальт) | |||
7.05.2001г., понедельник, 11-й день | |||
5,6 20,6 5,4 | Асфальт, 10м |
Утром починка и чистка велосипедов. Выезд в 11ч00м. Солнечногорское. Обед на пляже. Крутой спуск с автотрассы к морю через д/о МЭИ и далее по берегу. Алушта. Станция юных туристов (в ночлеге отказали). Ночевка на горе над санаторными пляжами к В. от Алушты. | Солнечно, t=28°С |
Всего: 31,6км - асфальт | |||
8.05.2001г., вторник, 12-й день | |||
34,4 8,0 |
Шоссе, асфальт, подъем до 250м, спуск-5м |
Полудневка. Стоимость посещения большого Крымского Заповедника 15 гривень с человека. Учитывая, что с шестерых это 90 гривень, решили ехать по запасному маршруту. Ялта, набережная Ночевка на р.Учан-Су за детским лагерем Днепродзержинского ОАО "ДнепрАзот", выше "Поляны сказок" |
Солнечно, t=25°С Туман, t=14°С |
Всего: 42,4км - асфальт | |||
9.05.2001г., среда, 13-й день | |||
2,7 2,4 4,7 10,0 1,1 3,5 13,4 2,5 10,0 4,9 |
Асфальт Асфальт, серпантин Асфальт, 1200м 1207м Крутой серпантин Шоссе, 200м Гравий, асфальт |
Выезд в 10ч15м. Через турбазу попадаем на шоссе Ялта-Ай-Петри. Водопад Учан-Су (Фото 18). Родник в трубе под дорогой. Обед на обочине с 14ч30м до 14ч50м без костра. Предпоследнее колено серпантина. Первый перевал на стене Ай-Петри. Метеостанция (Фото 19), приют, базар. Время 15ч30м. Второй (основной) перевал Ай-Петри в 16ч20м. Родник на повороте дороги. "Большой каньон Крыма". Поворот в Голубинке на перевал Бечку. Ночевка справа от дороги за кустами на краю большого луга перед началом серпантина. |
Ясно, t=16°С Солнце, сильный С-В.ветер, t=14°С Ясно, холодно, t=5° С |
Всего: 55,2км - асфальт | |||
10.05.2001г., четверг, 14-й день | |||
5,0 6,2 8,4 5,0 4,3 22,4 |
Щебень, серпантин, 722м, Асфальт 350м 500м 10м |
Выезд с ночевки в 8ч20м. Перевал Бечку в 9ч50м (Фото 20). С. Передовое в 10ч50м. Магазин. Поворот на с.Орлиное после с.Широкое. Обед за с.Орлиное на ручье с 14ч00м до 15ч20м. Перевал Байдарские Ворота Ночевка в бухте Ласпи. |
Обильная, роса, солнце, t=1°С Ясно, С.ветер, t=16°С Ясно, t=10°С |
Всего: 51,3км (5км - грунт, 46,3км - асфальт) | |||
11.05.2001г., пятница, 15-й день | |||
3,5 2,0 20,0 10,0 65,0 | Асфальт 250м |
Выезд на Севастопольское шоссе с ночевки в 8ч00м. Перевал Ласпи. Поворот на Балаклаву. Севастополь в 10ч30м. Симферополь в 16ч00м. Выезд в Днепропетровск поездом Симферополь-Днепропетровск. |
Ясно, t=15°С Солнечно, t=20°С |
Всего: 100,5км - асфальт |
Первоначальный основной маршрут похода был заложен максимально сложным в расчете на
идеальные погодные условия и наилучшую подготовку участников. Но запасные варианты, предусмотренные заранее,
оказались не лишними.
Все участники похода показали себя волевыми туристами, успешно выполняли свои
обязанности и поддерживали дисциплину в команде, не смотря на тяжелые погодные условия и трудности ориентирования.
Тропы, по которым проходили всесоюзные маршруты N25 "Крымский горный", №111
"Тропою легенд", №182 "По восточному Крыму", оказались сильно заросшими. Маркировка сохранилась только возле
приюта Нижний Кокасан. Наиболее наезженные дороги и натоптанные тропы постоянно уводили нас вниз с хребта.
Поэтому, при подготовке к путешествию по данному маршруту рекомендуем серьезное внимание уделить сбору сведений
об ориентирах, проконсультироваться у туристов, хорошо знающих этот район.
Для подготовленных технически велосипедистов тропы и лесные дороги являются вполне
проезжими. Только в сырую погоду грунт сильно раскисает, особенно на участке Нижний Кокасан - род.Ай-Алексий.
Специального снаряжения / веревок, обвязок и проч./ для преодоления маршрута не
потребовалось. Особое внимание необходимо уделить обуви, она должна сочетать удобство езды на велосипеде и ходьбы
по скальному и глинистому скользкому грунту на крутых склонах. Мы прошли маршрут, ни разу не одевая рюкзаки на
плечи, хотя, возможно, кому-нибудь будет удобней преодолевать крутые подъемы по узким тропам с пустым велосипедом.
Скорость движения по пешеходным тропам практически равнялась скорости пеших
туристов, зато на спусках и на приличных лесных дорогах преимущество велосипеда было очевидно. Поэтому, вцелом
маршрут путешествия является велосипедным и может быть вдальнейшем развит в велопоход четвертой категории сложности.
Курсивом даны комментарии и дополнения от WEB-мастера, участвовавшего в этом походе.
Туристский сайт |
|